Труд - основа развития и становления человека. Поэтому
воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо
от социально-политического устройства последнего.
В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные
годы малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений
- самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания
имеют большое значение в становлении «Я» ребенка. Первоклассник
уже может совершенно самостоятельно стелить постель, следить
за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы,
штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое
другое. Излишней опекой родители только осложняют собственную
жизнь и жизнь детей.
Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи,
тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней
работе можно найти посильное дело для младших.
Сначала поручайте лишь часть работы, а затем давайте ребенку
выполнить всю работу от начала до конца.
Чем больше доверено младшему человеку, тем серьезнее он
относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство
ответственности и самоуважения. А это очень важно для
утверждения нравственных начал формирующейся личности.
Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих
каждодневных обязанностей, есть еще общее с папой (мамой)
или с другими членами семьи дело или увлечение. И начинаются
такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся.
Для мальчика - разложить инструменты на свои места, для
девочки - навести порядок в своих игрушках. Родительские
требования должны быть разумными и понятными для ребенка,
а главное - выполнимыми.
Желательно отвести часть времени на творческий труд, который
бы увлекал ребенка своим содержанием, процессом работы,
конечным результатом (разнообразными подходами). К сожалению,
в домашних условиях этому виду деятельности детей придают
в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно
избранном, труде раскрываются, крепнут духовные силы и
творческие возможности детей.
К труду нельзя принуждать. Постарайтесь лучше в доходчивой
форме пояснить детям известное положение о том, что труд
требует самого большого героизма.
Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание
заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т.
д. Дело не в том, что ребенок, прошедший такое наказание,
не воспылает любовью к труду, а в том, что он усвоит,
что труд - это наказание. У хороших воспитателей есть
правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить
право трудиться - как награду.
Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости,
не вырастет рачительным хозяином. Великая заповедь народа,
что любой труд почетен - незримо подрывается тоном пренебрежения,
с которым иногда говорится о нем.
Возьмите обыкновенный предмет и обсудите с ребенком, из
чего он сделан, и вы увидите длинную цепочку связей, даже
сами удивитесь.
Отношение к труду тесно связано с двумя его сторонами
- культурой и качеством. Хорошо организованная работа,
в которой все продумано, спорится, как бы сама по себе
идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически.
Первое, о чем надо побеспокоиться - это привести в порядок
рабочее место. Тогда в ходе работы все внимание будет
сосредоточено на качестве, на поисках рациональных путей
выполнения работы.
Дисциплина труда - важная цель и в то же время условиe
воспитания.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых.
Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо
и успешно учится.
Успехов Вам, дорогие родители!
Социальный
педагог